http://tambov911.narod.ru/index/0-15
Энгуразово (тат. Enguraz, Энгураз) — татарское село в Уваровском районе Тамбовской области. Основано предположительно в 1795 г. Жители села носят следующие фамилии: Багдашкины, Курамшины, Бахтеевы, Ганцовы, Давыдовы, Ханбековы. (Байдакова Н.Н. Политика российских властей по отношению к нехристианскому населению и новокрещенам в XVI — начале XX вв. (на примере Тамбовского края): Дисс. … канд. ист. наук. — М., 2006. — 319 с.)
Село по прежнему административно-территориальному делению относилось к Подгорной волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Оно было основано как д. Енгуразовские Выселки татарами в количестве 20 семей — переселенцами из Темниковского уезда, судя по названию, наверняка из д. Енгуразово. Прежде неподалёку существовала д. Ищейка (Ишеевские Выселки), также как в Темниковском уезде существовала д. Ишейки, неподалёку от упомянутой д. Енгуразово. Ищейка просуществовала до 50-х гг. XX в., когда её последние жители переселились в Энгуразово. Других татарских населённых пунктов в уезде не было.
Само селение по меркам Тамбовской губернии принадлежало к зажиточным. Население занималось исключительно хлебопашеством и мелкой торговлей. Для торговли население постоянно отлучалось из деревни. В 1862 г. в 20 дворах проживали 187 жителей, а в д. Ищейка — 28 жителей в 5 дворах. Однако к концу XX в. количество населения значительно возросло. По сведениям Департамента полиции в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии в 1899 г. проживало 530 мусульман.
В селе существовала соборная мечеть и мектеб. Первая известная мечеть построена в 1850 г. В 1908 г. выстроена новая, так как прежняя сгорела. К её приходу относились также и мусульмане д. Ищейка. Имамом с 1868 г. был Абдулхаким Хусаинов Бахтеев, 27 октября 1916 г. он был переутверждён.
Местность, где жили предки нынешних жителей села Энгуразово, входила в состав Темниковского уезда Тамбовской губернии. Примерно в 1795-1800 годах 20 семейств обратились в Палату Государственных имуществ с просьбой о передаче их из Темниковского уезда в Борисоглебский уезд. Просьба была удовлетворена. В 1844-1846 годах было основано село Энгуразово.
Согласно данным «Сборника статистических сведений по Тамбовской губернии...» Крестьяне государственные. Население состоит из татар, переселенных в числе 20-ти семей из Темниковского уезда, где они владели собственною землею. Участки земли, принадлежавшие отдельным домохозяевам, были очень мелки: ни у кого не было более 5-ти десятин; некоторые же владели только одною десятиною при 6-8 душах. Каким образом приобретены в собственность эти участки - крестьяне объяснить не могут, так как это было очень давно. Видя, что население год от году увеличивается и в земле ощущается сильный недостаток, крестьяне подали прошение в Палату Государственных Имуществ о переводе их в Борисоглебский уезд на землю, которая была отведена им в надел. Эта надельная земля находится от собственной, принадлежащей татарам, в 350-ти верстах и, благодаря этой отдаленности, сдавалась в аренду нескольким татарам, которые жили здесь хуторами. При переселении в Борисоглебский уезд, крестьяне собственную землю частию продали, частию отдали своим родственникам во временное пользование.
Деревня Энгуразова находится от губернского города в 110-ти верстах, от уездного города в 50-ти, от станции железной дороги в 27 верстах. Татарская школа и мечеть находятся в самом селении. Ревизских душ 92, в настоящее время 178 душ; следовательно % прибыли населения со времени последней ревизии равняется 109. Всей земли, поступившей в надел крестьян, 720,9 десятин. На ревизскую душу приходится по 7,8 а на работника в настоящее время (считая от 18 до 60-ти летнего возраста) - 10,8 десятин. Количество пахотной земли на одну ревизскую душу равняется 6 десятин (по 2 десятины в каждом поле); остальная земля находится под усадьбами, выгоном, занимающим до 60-ти десятин, и неудобной. Леса и покоса в наделе вовсе нет. Почва чернозем. Посев на душу озимого 16, ярового 30 мер. Средний урожай - сам 8, как для озимого так и для ярового хлебов. Лет 15-20 тому назад урожаи были гораздо лучше; в настоящее время замечается истощение почвы. Последнему обстоятельству помогает то, что некоторые домохозяева ведут 2-х польное хозяйство. Это происходит оттого, что арендные цены частновладельческих земель очень высоки, а надельной земли при большом составе семьи и малом числе душевых наделов оказывается недостаточным. Вся надельная земля обрабатывается и пустующей вовсе нет. Исключительное занятие населения хлебопашество.
В 43-х надельных дворах в настоящее время находится: рабочих лошадей 120, жеребят 57, коров 48, телят 79, овец 257, ягнят 119. По отдельным домохозяевам количество лошадей распределяется следующим образом: 5 дворов имеют по 1 лошади, 15 - по 2, 13 - по 3, 14 - по 4-5 и 2 двора имеют более, чем по 5 лошадей. В 1875 году и еще несколько раньше были падежи коров; как на причину их указывают на расположение селения вблизи большой дороги, по которой скотопромышленники гоняют гурты. В этих гуртах иногда бывают больные животные, заражающие крестьянский скот. Вообще же количество скота уменьшается при плохих урожаях, так как недостаток хлеба и корма для скотины побуждает крестьян продавать сначала мелкий скот, а при более сильной нужде - лошадей и коров.
Недостаток пахотной земли и совершенное отсутствие покосов заставляют крестьян прибегать к арендованию земель у частных землевладельцев. Так 35 домохозяев арендуют 363 десятины пахотной земли и 47 десятин покоса. Цена 1 паровой десятины 17-18 .рублей, под посев ярового 12-15 рублей; десятина покоса снимается за 5 - 10 рублей, смотря по качеству. За последние 10 лет арендные цены, благодаря сильному спросу, почти удвоились.
Крестьянские наделы сдаются весьма редко. Десятина пахотной земли сдается за 6 рублей. Дешевизна цены зависит от того, что сдача надельной земли в аренду бывает только при сильной нужде в деньгах, которые и получаются тотчас же при заключении арендного договора. Срок аренды обыкновенно годичный.
Передела земли с X ревизии не было и крестьяне пользуются землею по числу душ, бывших при ревизии. Народившиеся вновь права пользования землею не имеют.
Промыслов, ни местных ни отхожих, - нет, и все сторонние крестьянские заработки ограничиваются временными полевыми работами у частных землевладельцев.
При сильной нужде в деньгах (это бывает обыкновенно при платеже податей) крестьяне прибегают к займам небольших сумм (200 - 300 рублей) у частных лиц. Займы эти делаются всем обществом через посредство волостного старшины. Количество процентов заемщикам не известно, так как все расчеты производятся старшиною и им же потом делается раскладка на все общество.
Грамотность гораздо более развита здесь, чем во многих русских селениях. Грамотных (по татарской азбуке): мужчин 18, женщин - 6; учащихся 15 мальчиков. Кроме того, по-русски умеют читать и писать: 5 мужчин, 3 женщины и 1 мальчик учится.
Преподаванием занимается мулла, который определенной платы за учение не назначает, а всякий платит по своему усердию.
Вообще селение принадлежит к числу зажиточных. Постройки исправные. Население отличается трудолюбием. Обработка земли, благодаря достаточному количеству хороших лошадей и исправности земледельческих орудий, ведется хорошо. Но и здесь, как и во многих других селениях, слышатся жалобы на плохое житье. Первыми поселенцами были Бахтеев Хасян, Ханбеков Айся, Ханбеков Муса, Бахтеев Феттях и другие. (Данные из «Сборника статистических сведений по Тамбовской губернии. Отдел хозяйственной статистики. Борисоглебский уезд. Издание Тамбовского Губернского Земства. Т. I. Тамбов. Губернская Земская типография, на большой Астраханской улице, д. Земства. 1880. Приложение I: Очерки некоторых отдельных селений Борисоглебского уезда, стр. 75 - 77)
Первые основатели села поселись по частной дороге. Это объясняется тем, что у жителей мало было средств обзавестись домашним хозяйством, постройкой, а по дороге купцы и помещики гнали скот в крупные города и потому размещались по всему селу, платя за ночлег. Так и появилось село Энгуразово.
Жители села – татары. В 1880 году там проживало 178 ревизских душ. Земли у них была 721 десятина. В среднем на двор приходилось около 17 десятин чернозема, что в 1,5-2 раза превышало душевую обеспеченность землей дворов в соседних русских православных селах. Средняя населенность двора была небольшой - 4, 14 человека, что говорило о молодости поселения и отличной от русских семейной тактике. В 43 дворах было 120 лошадей, 48 коров и 370 овец. По этим показателям энгуразовцы также опережали соседей.
Крестьяне занимались земледелием и животноводством. Жители села не могли обеспечить себя на зиму продуктами и уходили работать по найму к крупным землевладельцам, князьям и помещикам: Аносову, Волконскому, Сорокину и Шевлягину. Работали не только летом, но и зимой. За непосильный труд получали копейки. Сильное угнетение крестьян помещиками окрестных имений привело к участию их в революции 1905-1907 гг.
Усугубленная Первой мировой войной, жизнь крестьян была бедственной. Только октябрь 1917 года вывел народ из нищеты. Крестьяне получили больше земли, кончилась ненавистная война.
В январе-марте 1918 г. был образован Энгуразовский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Этот сельский Совет относился к Моисеево-Алабушской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. С 1924 года стал относиться к Уваровской волости.
1918 год - началась гражданская война. В селе появлялись гости: то бойцы Красной Армии, то бандиты Антонова, то отряд Кулдошина. Трудное и смутное было время. Жители нашего села помогали Красной Армии. За активную поддержку Советской власти ЦК за подписью В.И. Ленина присылал письмо-благодарность. Но документ этот утерян при переходе Энгуразовского Совета в Чуево-Алабушский сельский совет.
После гражданской войны появились зажиточные торговцы: Белоусовы, Бахтеевы, но основная масса населения жила еще бедно. Перед крестьянством стал вопрос объединиться в кооперативы-колхозы. Большевики вели большую разъяснительную работу среди населения о выгодности коллективного хозяйства.
В 1929 году работу по организации колхоза возглавил присланный в село коммунист Василий Антонович Ефанов.
В 1930 году образовался колхоз «Красный энгуразовец». Государство помогало сельхозинвентарем, потом появились и трактора. Вначале в колхоз вступило 25 семей. В хозяйстве колхоза было 18 лошадей, 25 коров и несколько десятков овец.
Первым председателем колхоза стал Багдашкин Жерулла Мухамеджанович, бригадиром - Муртазин Хасан, счетоводом - Курамшин Алим. Первыми трактористами были Бахтеев Ибрагим, Ханбеков Хикмет, Ханбеков Али.
Комсомольскую ячейку, созданную в 1929 году, возглавляла учительница Хироман Тимошева. Эта ячейка состояла сначала из 3-х человек. Первыми комсомольцами были Курамшин Мефтях Фетхулович, Бахтеев Жерулла Сабиржанович. Комсомольцы оказывали большую помощь в проведении коллективизации и развития идейного сознания селян, разъясняли политику партии и правительства. С каждым годом комсомольская ячейка росла. Самостоятельная партийная группа, вернее, кандидатская, была образована только в 1935 году. Первыми коммунистами были Муртазин Умяр Хасянович, Бахтеев Жерулла Сабиржанович. Руководил этой партийно-кандидатской группой Мананников Фрол Васильевич, который был председателем сельского Совета. После Великой Отечественной войны эта кандидатская группа была преобразована в партийную организацию.
В это же время в селе открылись клуб, начальная школа.
С июня 1928 года, в связи с введением нового административно-территориального деления и образованием Центрально-Черноземной области Энгуразовский сельсовет вошел в состав Уваровского района, Тамбовского округа ЦЧО:
Старое деление на губернии, уезды и волости было упразднено и заменено делением на области, округа и районы.
С 13 июня 1934 г. Энгуразовский сельсовет вошел в состав Воронежской области и находился в ее составе до 27 сентября 1937 г. 27 сентября 1937 года Постановлением ЦИК была образована Тамбовская область и Энгуразовский сельсовет вошел в ее состав.
Сельский Совет является низовым органом Советской власти, ее первичным звеном. Подчинялся Энгуразовский сельсовет вышестоящим Советам Уваровскому районному и Тамбовскому областному Советам депутатов трудящихся.
На территории сельсовета имелись: начальная школа, магазин, клуб, фельдшерский пункт.
В пределах сельсовета находился колхоз «Красный Энгуразовец».
От районного центра сельсовет находился на расстоянии 30 верст от ближайшей железнодорожной станции Обловка – 27 верст.
В 1954 году Энгуразовский сельсовет был ликвидирован, а его территория вошла в состав Чуево-Алабушского сельсовета Уваровского района, Тамбовской области.
В 1978 году центр Чуево-Алабушского сельсовета был перенесен в поселок Луч, в связи с чем произошло переименование сельсовета. Теперь он стал называться Лучевский сельсовет.
С 1940 года председателем сельсовета был Ханбеков Умяр Абдрахманович, секретарем - Курамшин Алим Сергеевич, зав. избой-читальней - Халеков Ахметалим, фельдшер - Воронина Анна Петровна. А с 1946 года председателем сельсовета работал Муртазин Умяр Хасанович, секретарем - Курамшин Ниязбек Хуснеддинович, зав. избой-читальней - Махмутов Алимбек Саберович, фельдшер - Ожерельев Валентин Федорович.
Июнь 1941 г. Над страной нависла черная туча. Началась Великая Отечественная война. Мирный труд наших граждан был прерван.
Началась общая борьба фронта и тыла во имя спасения первого в мире социалистического государства. Страны, развязавшие эту войну, несли народам ликвидацию демократии, расовое и национальное угнетение. Война против агрессоров была войной справедливой. На защиту Родины встал весь советский народ. Вместе со всеми защищали Родину и наши односельчане.
Около сорока мужчин нашего села ушли в годы Великой Отечественной войны защищать Родину. Многие из них не вернулись. Так, например, Муртазин Усман Ибетулович был танкистом, воевал на Ленинградском фронте. Погиб весь экипаж, и он один продолжал бой, но врага не пропустил. Умер Муртазин в госпитале от тяжелых ран. Каюм Ибрагимович Бахтеев погиб, защищая Ставропольский край. С двумя орденами Красной Звезды вернулся домой Ханбеков Ибрагим Рахмятулович. Курамшина Сафу Шаряфетдиновича призвали в армию в 1939 году, сражался на Халхин-Голе, а в 1941 воевал в разведбатальоне.
Кадир Ибрагимович Бахтеев был механиком-водителем танка Т-34, форсировал реку Прут. Он награжден двумя орденами Красной Звезды.
Бахтеев Ахметалим Ибрагимович был артиллеристом, был контужен, попал в госпиталь, где за ним ухаживала медсестра, в которую он влюбился, женился и остался жить в Ленинграде. Бахтеев Няськай Ибрагимович, четвертый брат Бахтеевых тоже воевал, он был летчиком. Так что из одной семьи муллы Бахтеева Ибрагима Хакимовича на фронт ушли четыре сына: один погиб, а трое вернулись.
Кроме тех, кого перечислили, участниками войны были: Давыдов Акбяр Алимович, Давыдов Алимжан Алимович, Ханбеков Ибрагим Гереевич, Ханбеков Фахру Гереевич, Бахтеев Али Сабержанович, Кайбулин Айкуш Хуснеддинович, Курамшин Ахметалим Хусаинович, Нагаев Мефтях Хайрулович и многие другие.
Вернувшись с фронта, все участники войны продолжили работу в колхозе. Они делали все, чтобы наше село росло и процветало. К сожалению, к 60-летию победы дожил всего один участник войны Кайбулин Айкуш Хуснеддинович, а остальных уже нет с нами. Но мы их никогда не забудем и будем чтить их.
В годы Великой Отечественной войны сельсовет проводил большую работу по реализации Военного займа, выполнению всех видов заготовок для государства на нужды фронта.
В сельсовете работала заготовительная комиссия, члены которого делали подворный обход граждан по сбору яиц, шерсти и других сельскохозяйственных продуктов и сырья. Злостных неплательщиков привлекали к ответственности.
Детям красноармейцев по решению сельсовета через сельпо отпускался хлеб.
23 апреля 1943 г. организовали сбор подарков к празднику 1-го Мая для бойцов Красной армии. А 27 августа 1943 г. собрали и отправили красноармейцам теплые вещи.
Как я уже писала, что с 1946 года председателем сельсовета работал Муртазин Умяр Хасанович. И вот один отчет за 1946 год:
«Сессия Энгуразовского сельсовета отмечает, что исполком сельсовета за 1946 год проделал значительную работу в деле улучшения организационно-массовой работы с колхозом.
Агитаторы боролись за выполнение политической кампании и организацию масс по выполнению задач, поставленных пятилетним планом развития и восстановления народного хозяйства. За 1946 год проведено 6 сессий Энгуразовского сельсовета депутатов трудящихся и 10 заседаний исполкома сельсовета, на которых рассматривались вопросы о работе колхоза, действующих комиссий, агитаторов по выполнению планов развития сельского хозяйства, заготовок сельхозпродуктов, по выполнению плана по народному образованию, здравоохранению и других, в результате чего колхоз улучшил свою работу по сравнению с 1945 годом. Весенний сев в 1946 году прошел более организовано и качественно, больше посеяно озимых и поднято зяби. План хлебопоставок выполнен на 102 %.
Исполком провел большую работу по подготовке и проведении выборов в Верховный Совет СССР.
Колхозники Энгуразовского сельсовета в дни выборов в Верховный Совет СССР продемонстрировали свою сплоченность вокруг советского правительства, партии Ленина и Сталина. Об этом свидетельствует следующий факт: 100% избирателей приняли участие в голосовании.
Проведена также большая работа по выполнению постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 года «О мерах по ликвидации нарушения Устава сельхозартели в колхозах».
В колхозе «Красный Энгуразовец» также проведена работа по сокращению административно-управленческого персонала, сокращено 3 человека, на которых расходовались 105 трудодней в месяц.
Улучшилась работа по здравоохранению и работа кооперации.
Сельский бюджет выполнен за 1946 год лишь на 50 %, поэтому были перебои по заработной плате медработникам, работникам избы-читальни и сельсовета.
Наряду с положительными показателями сессия сельсовета депутатов трудящихся отмечает ряд серьезных недостатков в работе исполкома сельсовета. Так, например, план посева озимых не выполнен на 20 га, поднятия зяби на 130 га.
Государственный план развития животноводства ни по одному виду скота не выполнен. Серьезные недостатки и в работе начальной школы. Вовлечено в школу детей 85 человек, посещают только 50 человек, успеваемость не удовлетворительная.
Изба-читальня работает тоже не удовлетворительно, особенно в зимний период.
Письменных жалоб от населения не было. Устные жалобы разбирались своевременно».
Из этого отчета видно, что работники сельсовета вели очень большую работу в колхозе.
В начале ХХ века у нас в селе детей обучал мулла Бахтеев Ибрагим Хакимович, учил их арабскому языку, учил молиться. Те, кого он учил, стали культурными и грамотными людьми. В семье и в мечети детей учили уважать старших, не обижать младших, никогда не перечить старшим, уметь выслушать старших. И главное требование муллы было, быть чистоплотными не только внутренне, но внешне, то есть, ученик должен был опрятно и чисто одетым, от него должен исходить приятный запах. Ведь он учил их пять раз в день молиться, значит, они должны 5 раз в день перед молитвой и умываться.
В 1918 году в системе народного образования началась реорганизация. Начали создаваться трудовые школы из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. Плата за обучение отменялась. В 1930 году в СССР было введено всеобщее начальное образование. В 1932 году вводится твердое расписание, дисциплина. В мае 1934 года ввели начальную школу (с 1 по 4 классы), неполную среднюю – с 1 – по 7 классы, среднюю – с 1 по 10 классы.
В наше село была направлена комсомолка Хироман Тимошева в 1929 году. Она проработала у нас 3 года. После нее приехал к нам Абдряев Хасан Ибрагимович. Но он обучал детей латинскому языку (татарскому на латинице), русский язык вел Муртазин Умяр Хасанович. Татарский язык велся только до войны Ильясовым Загидом. С 1941 года учила детей русскому языку Бахтеева Бяхри Ахметкаримовна.
Начальную школу в селе построили только в 1948 году. Работу в этой школе как заведующий и учитель начал Ханбеков Ибрагим Рахмятуллович. Но он один не мог учить все 4 класса. В село приехал еще один учитель. Это Александров Николай Алексеевич. Очень теплыми и добрыми словами вспоминают о них их ученики, такие как Белоусов Жангир, Курамшин Али, Давыдова Магинюр, Бахтеев Ахтям, Ганцов Анвяр, Уразалиева Асылкай и многие, многие другие, всех невозможно перечислить.
С 1958 года в средней школе начинается реформа под лозунгом «укрепление связи школы с жизнью». Вводится обязательное восьмилетнее образование на «политехнической основе». Срок обучения возрастает до 11 лет, и помимо аттестата зрелости выпускники должны были получить свидетельство о специальности.
У нас же в селе не было и семилетней школы. А детей было в каждой семье по 6-7 человек, а три семьи имели по 10 детей. Это Ханбеков Бякяр Абдурахманович и Магисярвяр Ибрагимовна, Курамшин Фахру Фетхулович и Магисярвяр Сабержановна, Нагаев Усман Хайруллович и Сабрия Хафизовна.
На одном из родительских собраний решили обратиться к властям с таким вопросом, как постройка восьмилетней школы, потому что у всех родителей было большое желание дать своим детям хотя бы восьмилетнее образование, а отправлять детей учиться в соседние села у многих не было возможности. Конечно, эту работу возглавил Ханбеков Ибрагим Рахмятуллович. Он много раз ездил в облоно, в Тамбов, был очень настойчив в своей просьбе и добился разрешения о постройке в селе восьмилетней школы.
С 1962 года заработала эта школа. Директором школы был назначен Мясоедов Николай Васильевич, он сам вел математику, а его жена Мясоедова Анна Степановна – историю и немецкий язык.
В этом же году к нам была направлена вести русский язык и литературу Новгородова Валентина Павловна, которая закончила Мичуринский пединститут с отличием. Она у нас проработала до 2000 года. За плодотворный труд в должности учителя русского языка и литературы награждена значком «Отличник народного просвещения» РСФСР» в 1983 году и приказом Министерства просвещения РСФСР присвоено звание «учитель-методист» в 1985 году. В настоящее время на пенсии.
В 1962 году начал работать в нашей школе Новгородов Борис Васильевич. В 1967 году закончил ТГПИ, биологический факультет. С 1965 года работал зам. директора по УВР, директором школы - с 1980-2004 г.
За заслуги в области образования РФ награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» в 2000 г. Он работал до 2004 года.
В 1964 году, закончив педагогическое училище имени К.Д. Ушинского, приехала работать учителем начальных классов Курамшина Зинаида Николаевна. За период работы с 1964-2004 год была награждена грамотами и благодарственными письмами. В 1986 году награждена Правительственной Почетной грамотой. В 1988 году награждена значком «Отличник народного просвещения». С 1999 года является председателем методического объединения начальных классов.
В 1965 году, закончив школьное отделение Тамбовского педучилища № 1 имени К.Д. Ушинского, вернулась в свое село Давыдова Магинюр Умяровна. С 1968 года работает учителем русского языка и литературы. В 1975 году закончила Мичуринский государственный пединститут, факультет русского языка и литературы. Учитель I категории, награждена нагрудным значком «Отличник народного просвещения РФ».
В 1966 году, закончив школьное отделение Тамбовского педучилища № 1 имени К.Д. Ушинского, вернулась в свое село Уразалиева Асылкай Хикмятовна. До 1980 года она работала учителем начальных классов. В 1973 году закончила ТГПИ, факультет иностранных языков. С 1980-1990 г. работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе и учителем немецкого языка. За период работы в школе с 1965 по 1990 год была награждена грамотами и благодарственными письмами. В настоящее время - на пенсии.
Об этих первых учителях с большой теплотой и благодарностью отзываются их ученики, которые сами уже стали учителями, медицинскими работниками, работниками МВД, экономистами, работниками сельского хозяйства. Эти учителя давали не только знания, но проводили и огромную воспитательную работу. Они воспитывали трудолюбие, учили быть интернационалистами, быть культурными людьми. Подчеркивая важность гармонии внешней и внутренней культуры человека, очень часто они приводили слова А.П. Чехова: «Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – боже мой! В прекрасной оболочке прячется душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами». Или же слова В.А. Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье».
Они своей работой, своим поведением, своим отношением ко всему являлись примером для своих учеников.
В 1986 году в нашем селе построили новое типовое здание школы на 192 ученических места. С этого года наши ученики получают среднее образование дома.
С 2004 года директором нашей школы назначили Халекову Алию Ахметалимовну. Она закончила с отличием восьмилетнюю школу с. Энгуразово, педучилище им. К.Д. Ушинского и исторический факультет ТГПИ.
Зам. директора по учебно-воспитательной работе - Давыдова Асылкай Алимжановна. И что примечательно, весь коллектив школы – местные жители.
Педагогическое образование имеют около 50 человек нашего села. Они работают не только у нас в селе, но и по всей области.
Первым высшее образование получил Ханбеков Алимжан Умярович. Он окончил медицинский институт в г. Рязани, и в 1967 году был направлен в г. Тамбов во 2-ю городскую больницу. Он до сих пор работает в этой больнице хирургом.
В г. Уварово работают невропатологом Белоусова Рахиля Жерулловна и детским врачом-педиатром - Багдашкина Рашидя Жерулловна. Средний медперсонал, выходцев из Энгуразово, невозможно и перечислить.
Из той большой семьи Курамшиных – один сын Курамшин Биня Фахруддинович закончил Харьковский авиационный институт и работает инженером на авиационном заводе в Подмосковье, а другой сын – Курамшин Умяр Фахруддинович является капитаном дальнего плавания.
Такие ребята, как Бахтеев Анвяр Жеруллович, Курамшин Анвяр Ахметкаримович и Кайбулин Султан Арифович закончили высшую школу милиции в г. Горьком.
Анвяр Жеруллович работал начаьником ОБХСС в г. Уварово, а Анвяр Ахметкаримович работает в г. Тамбове начальником отдела.
Бахтеев Алимжан Ибрагимович работал в КГБ, ушел на пенсию в 1975 году в звании подполковника и продолжил работать начальником охраны на заводе «Полимермаш» до 2003 года.
Ханбеков Али Бякярович, после службы в армии работал в рядах МВД и ушел на пенсию в чине майора.
А сколько человек выучились на зоотехника, агронома, ветврача тоже не сосчитать.
Хочется написать только о некоторых работниках, занимающих руководящие посты.
Это Курамшин Али Ахметкаримович, который долгое время работал директором совхоза «Нива» Уваровского района. Жители этого совхоза до сих пор с уважением вспоминают о нем. Совхоз при нем процветал.
Это Ханбеков Ахтям Ибрагимович. Лет 20 назад он был направлен после окончания Мичуринского с/х института в колхоз им. Кирова Ржаксинского района. Колхоз по всем видам был отстающим. Он же вместе с жителями сделал этот колхоз передовым и процветающим, построил очень много домов для жителей, за свою работу был несколько раз отмечен грамотами и в 2004 году был награжден «Орденом Дружбы».
Багдашкин Ахтям Алимкаевич работает директором плодоовощного совхоза в Мичуринском районе.
Давыдов Анвяр Акбярович председателем СХПК «Бокинский».
Эти люди работают и живут в соседних районах, областях городах но они не забывают своих корней на все праздники приезжают в село, ходят в мечеть, привозят детей их приобщают к вере, и учат любить свой народ помнить, соблюдать и уважать его традиции.
Энгуразово (тат. Enguraz, Энгураз) — татарское село в Уваровском районе Тамбовской области. Основано предположительно в 1795 г. Жители села носят следующие фамилии: Багдашкины, Курамшины, Бахтеевы, Ганцовы, Давыдовы, Ханбековы. (Байдакова Н.Н. Политика российских властей по отношению к нехристианскому населению и новокрещенам в XVI — начале XX вв. (на примере Тамбовского края): Дисс. … канд. ист. наук. — М., 2006. — 319 с.)
Село по прежнему административно-территориальному делению относилось к Подгорной волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Оно было основано как д. Енгуразовские Выселки татарами в количестве 20 семей — переселенцами из Темниковского уезда, судя по названию, наверняка из д. Енгуразово. Прежде неподалёку существовала д. Ищейка (Ишеевские Выселки), также как в Темниковском уезде существовала д. Ишейки, неподалёку от упомянутой д. Енгуразово. Ищейка просуществовала до 50-х гг. XX в., когда её последние жители переселились в Энгуразово. Других татарских населённых пунктов в уезде не было.
Само селение по меркам Тамбовской губернии принадлежало к зажиточным. Население занималось исключительно хлебопашеством и мелкой торговлей. Для торговли население постоянно отлучалось из деревни. В 1862 г. в 20 дворах проживали 187 жителей, а в д. Ищейка — 28 жителей в 5 дворах. Однако к концу XX в. количество населения значительно возросло. По сведениям Департамента полиции в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии в 1899 г. проживало 530 мусульман.
В селе существовала соборная мечеть и мектеб. Первая известная мечеть построена в 1850 г. В 1908 г. выстроена новая, так как прежняя сгорела. К её приходу относились также и мусульмане д. Ищейка. Имамом с 1868 г. был Абдулхаким Хусаинов Бахтеев, 27 октября 1916 г. он был переутверждён.
Местность, где жили предки нынешних жителей села Энгуразово, входила в состав Темниковского уезда Тамбовской губернии. Примерно в 1795-1800 годах 20 семейств обратились в Палату Государственных имуществ с просьбой о передаче их из Темниковского уезда в Борисоглебский уезд. Просьба была удовлетворена. В 1844-1846 годах было основано село Энгуразово.
Согласно данным «Сборника статистических сведений по Тамбовской губернии...» Крестьяне государственные. Население состоит из татар, переселенных в числе 20-ти семей из Темниковского уезда, где они владели собственною землею. Участки земли, принадлежавшие отдельным домохозяевам, были очень мелки: ни у кого не было более 5-ти десятин; некоторые же владели только одною десятиною при 6-8 душах. Каким образом приобретены в собственность эти участки - крестьяне объяснить не могут, так как это было очень давно. Видя, что население год от году увеличивается и в земле ощущается сильный недостаток, крестьяне подали прошение в Палату Государственных Имуществ о переводе их в Борисоглебский уезд на землю, которая была отведена им в надел. Эта надельная земля находится от собственной, принадлежащей татарам, в 350-ти верстах и, благодаря этой отдаленности, сдавалась в аренду нескольким татарам, которые жили здесь хуторами. При переселении в Борисоглебский уезд, крестьяне собственную землю частию продали, частию отдали своим родственникам во временное пользование.
Деревня Энгуразова находится от губернского города в 110-ти верстах, от уездного города в 50-ти, от станции железной дороги в 27 верстах. Татарская школа и мечеть находятся в самом селении. Ревизских душ 92, в настоящее время 178 душ; следовательно % прибыли населения со времени последней ревизии равняется 109. Всей земли, поступившей в надел крестьян, 720,9 десятин. На ревизскую душу приходится по 7,8 а на работника в настоящее время (считая от 18 до 60-ти летнего возраста) - 10,8 десятин. Количество пахотной земли на одну ревизскую душу равняется 6 десятин (по 2 десятины в каждом поле); остальная земля находится под усадьбами, выгоном, занимающим до 60-ти десятин, и неудобной. Леса и покоса в наделе вовсе нет. Почва чернозем. Посев на душу озимого 16, ярового 30 мер. Средний урожай - сам 8, как для озимого так и для ярового хлебов. Лет 15-20 тому назад урожаи были гораздо лучше; в настоящее время замечается истощение почвы. Последнему обстоятельству помогает то, что некоторые домохозяева ведут 2-х польное хозяйство. Это происходит оттого, что арендные цены частновладельческих земель очень высоки, а надельной земли при большом составе семьи и малом числе душевых наделов оказывается недостаточным. Вся надельная земля обрабатывается и пустующей вовсе нет. Исключительное занятие населения хлебопашество.
В 43-х надельных дворах в настоящее время находится: рабочих лошадей 120, жеребят 57, коров 48, телят 79, овец 257, ягнят 119. По отдельным домохозяевам количество лошадей распределяется следующим образом: 5 дворов имеют по 1 лошади, 15 - по 2, 13 - по 3, 14 - по 4-5 и 2 двора имеют более, чем по 5 лошадей. В 1875 году и еще несколько раньше были падежи коров; как на причину их указывают на расположение селения вблизи большой дороги, по которой скотопромышленники гоняют гурты. В этих гуртах иногда бывают больные животные, заражающие крестьянский скот. Вообще же количество скота уменьшается при плохих урожаях, так как недостаток хлеба и корма для скотины побуждает крестьян продавать сначала мелкий скот, а при более сильной нужде - лошадей и коров.
Недостаток пахотной земли и совершенное отсутствие покосов заставляют крестьян прибегать к арендованию земель у частных землевладельцев. Так 35 домохозяев арендуют 363 десятины пахотной земли и 47 десятин покоса. Цена 1 паровой десятины 17-18 .рублей, под посев ярового 12-15 рублей; десятина покоса снимается за 5 - 10 рублей, смотря по качеству. За последние 10 лет арендные цены, благодаря сильному спросу, почти удвоились.
Крестьянские наделы сдаются весьма редко. Десятина пахотной земли сдается за 6 рублей. Дешевизна цены зависит от того, что сдача надельной земли в аренду бывает только при сильной нужде в деньгах, которые и получаются тотчас же при заключении арендного договора. Срок аренды обыкновенно годичный.
Передела земли с X ревизии не было и крестьяне пользуются землею по числу душ, бывших при ревизии. Народившиеся вновь права пользования землею не имеют.
Промыслов, ни местных ни отхожих, - нет, и все сторонние крестьянские заработки ограничиваются временными полевыми работами у частных землевладельцев.
При сильной нужде в деньгах (это бывает обыкновенно при платеже податей) крестьяне прибегают к займам небольших сумм (200 - 300 рублей) у частных лиц. Займы эти делаются всем обществом через посредство волостного старшины. Количество процентов заемщикам не известно, так как все расчеты производятся старшиною и им же потом делается раскладка на все общество.
Грамотность гораздо более развита здесь, чем во многих русских селениях. Грамотных (по татарской азбуке): мужчин 18, женщин - 6; учащихся 15 мальчиков. Кроме того, по-русски умеют читать и писать: 5 мужчин, 3 женщины и 1 мальчик учится.
Преподаванием занимается мулла, который определенной платы за учение не назначает, а всякий платит по своему усердию.
Вообще селение принадлежит к числу зажиточных. Постройки исправные. Население отличается трудолюбием. Обработка земли, благодаря достаточному количеству хороших лошадей и исправности земледельческих орудий, ведется хорошо. Но и здесь, как и во многих других селениях, слышатся жалобы на плохое житье. Первыми поселенцами были Бахтеев Хасян, Ханбеков Айся, Ханбеков Муса, Бахтеев Феттях и другие. (Данные из «Сборника статистических сведений по Тамбовской губернии. Отдел хозяйственной статистики. Борисоглебский уезд. Издание Тамбовского Губернского Земства. Т. I. Тамбов. Губернская Земская типография, на большой Астраханской улице, д. Земства. 1880. Приложение I: Очерки некоторых отдельных селений Борисоглебского уезда, стр. 75 - 77)
Первые основатели села поселись по частной дороге. Это объясняется тем, что у жителей мало было средств обзавестись домашним хозяйством, постройкой, а по дороге купцы и помещики гнали скот в крупные города и потому размещались по всему селу, платя за ночлег. Так и появилось село Энгуразово.
Жители села – татары. В 1880 году там проживало 178 ревизских душ. Земли у них была 721 десятина. В среднем на двор приходилось около 17 десятин чернозема, что в 1,5-2 раза превышало душевую обеспеченность землей дворов в соседних русских православных селах. Средняя населенность двора была небольшой - 4, 14 человека, что говорило о молодости поселения и отличной от русских семейной тактике. В 43 дворах было 120 лошадей, 48 коров и 370 овец. По этим показателям энгуразовцы также опережали соседей.
Крестьяне занимались земледелием и животноводством. Жители села не могли обеспечить себя на зиму продуктами и уходили работать по найму к крупным землевладельцам, князьям и помещикам: Аносову, Волконскому, Сорокину и Шевлягину. Работали не только летом, но и зимой. За непосильный труд получали копейки. Сильное угнетение крестьян помещиками окрестных имений привело к участию их в революции 1905-1907 гг.
Усугубленная Первой мировой войной, жизнь крестьян была бедственной. Только октябрь 1917 года вывел народ из нищеты. Крестьяне получили больше земли, кончилась ненавистная война.
В январе-марте 1918 г. был образован Энгуразовский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Этот сельский Совет относился к Моисеево-Алабушской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. С 1924 года стал относиться к Уваровской волости.
1918 год - началась гражданская война. В селе появлялись гости: то бойцы Красной Армии, то бандиты Антонова, то отряд Кулдошина. Трудное и смутное было время. Жители нашего села помогали Красной Армии. За активную поддержку Советской власти ЦК за подписью В.И. Ленина присылал письмо-благодарность. Но документ этот утерян при переходе Энгуразовского Совета в Чуево-Алабушский сельский совет.
После гражданской войны появились зажиточные торговцы: Белоусовы, Бахтеевы, но основная масса населения жила еще бедно. Перед крестьянством стал вопрос объединиться в кооперативы-колхозы. Большевики вели большую разъяснительную работу среди населения о выгодности коллективного хозяйства.
В 1929 году работу по организации колхоза возглавил присланный в село коммунист Василий Антонович Ефанов.
В 1930 году образовался колхоз «Красный энгуразовец». Государство помогало сельхозинвентарем, потом появились и трактора. Вначале в колхоз вступило 25 семей. В хозяйстве колхоза было 18 лошадей, 25 коров и несколько десятков овец.
Первым председателем колхоза стал Багдашкин Жерулла Мухамеджанович, бригадиром - Муртазин Хасан, счетоводом - Курамшин Алим. Первыми трактористами были Бахтеев Ибрагим, Ханбеков Хикмет, Ханбеков Али.
Комсомольскую ячейку, созданную в 1929 году, возглавляла учительница Хироман Тимошева. Эта ячейка состояла сначала из 3-х человек. Первыми комсомольцами были Курамшин Мефтях Фетхулович, Бахтеев Жерулла Сабиржанович. Комсомольцы оказывали большую помощь в проведении коллективизации и развития идейного сознания селян, разъясняли политику партии и правительства. С каждым годом комсомольская ячейка росла. Самостоятельная партийная группа, вернее, кандидатская, была образована только в 1935 году. Первыми коммунистами были Муртазин Умяр Хасянович, Бахтеев Жерулла Сабиржанович. Руководил этой партийно-кандидатской группой Мананников Фрол Васильевич, который был председателем сельского Совета. После Великой Отечественной войны эта кандидатская группа была преобразована в партийную организацию.
В это же время в селе открылись клуб, начальная школа.
С июня 1928 года, в связи с введением нового административно-территориального деления и образованием Центрально-Черноземной области Энгуразовский сельсовет вошел в состав Уваровского района, Тамбовского округа ЦЧО:
Старое деление на губернии, уезды и волости было упразднено и заменено делением на области, округа и районы.
С 13 июня 1934 г. Энгуразовский сельсовет вошел в состав Воронежской области и находился в ее составе до 27 сентября 1937 г. 27 сентября 1937 года Постановлением ЦИК была образована Тамбовская область и Энгуразовский сельсовет вошел в ее состав.
Сельский Совет является низовым органом Советской власти, ее первичным звеном. Подчинялся Энгуразовский сельсовет вышестоящим Советам Уваровскому районному и Тамбовскому областному Советам депутатов трудящихся.
На территории сельсовета имелись: начальная школа, магазин, клуб, фельдшерский пункт.
В пределах сельсовета находился колхоз «Красный Энгуразовец».
От районного центра сельсовет находился на расстоянии 30 верст от ближайшей железнодорожной станции Обловка – 27 верст.
В 1954 году Энгуразовский сельсовет был ликвидирован, а его территория вошла в состав Чуево-Алабушского сельсовета Уваровского района, Тамбовской области.
В 1978 году центр Чуево-Алабушского сельсовета был перенесен в поселок Луч, в связи с чем произошло переименование сельсовета. Теперь он стал называться Лучевский сельсовет.
С 1940 года председателем сельсовета был Ханбеков Умяр Абдрахманович, секретарем - Курамшин Алим Сергеевич, зав. избой-читальней - Халеков Ахметалим, фельдшер - Воронина Анна Петровна. А с 1946 года председателем сельсовета работал Муртазин Умяр Хасанович, секретарем - Курамшин Ниязбек Хуснеддинович, зав. избой-читальней - Махмутов Алимбек Саберович, фельдшер - Ожерельев Валентин Федорович.
Июнь 1941 г. Над страной нависла черная туча. Началась Великая Отечественная война. Мирный труд наших граждан был прерван.
Началась общая борьба фронта и тыла во имя спасения первого в мире социалистического государства. Страны, развязавшие эту войну, несли народам ликвидацию демократии, расовое и национальное угнетение. Война против агрессоров была войной справедливой. На защиту Родины встал весь советский народ. Вместе со всеми защищали Родину и наши односельчане.
Около сорока мужчин нашего села ушли в годы Великой Отечественной войны защищать Родину. Многие из них не вернулись. Так, например, Муртазин Усман Ибетулович был танкистом, воевал на Ленинградском фронте. Погиб весь экипаж, и он один продолжал бой, но врага не пропустил. Умер Муртазин в госпитале от тяжелых ран. Каюм Ибрагимович Бахтеев погиб, защищая Ставропольский край. С двумя орденами Красной Звезды вернулся домой Ханбеков Ибрагим Рахмятулович. Курамшина Сафу Шаряфетдиновича призвали в армию в 1939 году, сражался на Халхин-Голе, а в 1941 воевал в разведбатальоне.
Кадир Ибрагимович Бахтеев был механиком-водителем танка Т-34, форсировал реку Прут. Он награжден двумя орденами Красной Звезды.
Бахтеев Ахметалим Ибрагимович был артиллеристом, был контужен, попал в госпиталь, где за ним ухаживала медсестра, в которую он влюбился, женился и остался жить в Ленинграде. Бахтеев Няськай Ибрагимович, четвертый брат Бахтеевых тоже воевал, он был летчиком. Так что из одной семьи муллы Бахтеева Ибрагима Хакимовича на фронт ушли четыре сына: один погиб, а трое вернулись.
Кроме тех, кого перечислили, участниками войны были: Давыдов Акбяр Алимович, Давыдов Алимжан Алимович, Ханбеков Ибрагим Гереевич, Ханбеков Фахру Гереевич, Бахтеев Али Сабержанович, Кайбулин Айкуш Хуснеддинович, Курамшин Ахметалим Хусаинович, Нагаев Мефтях Хайрулович и многие другие.
Вернувшись с фронта, все участники войны продолжили работу в колхозе. Они делали все, чтобы наше село росло и процветало. К сожалению, к 60-летию победы дожил всего один участник войны Кайбулин Айкуш Хуснеддинович, а остальных уже нет с нами. Но мы их никогда не забудем и будем чтить их.
В годы Великой Отечественной войны сельсовет проводил большую работу по реализации Военного займа, выполнению всех видов заготовок для государства на нужды фронта.
В сельсовете работала заготовительная комиссия, члены которого делали подворный обход граждан по сбору яиц, шерсти и других сельскохозяйственных продуктов и сырья. Злостных неплательщиков привлекали к ответственности.
Детям красноармейцев по решению сельсовета через сельпо отпускался хлеб.
23 апреля 1943 г. организовали сбор подарков к празднику 1-го Мая для бойцов Красной армии. А 27 августа 1943 г. собрали и отправили красноармейцам теплые вещи.
Как я уже писала, что с 1946 года председателем сельсовета работал Муртазин Умяр Хасанович. И вот один отчет за 1946 год:
«Сессия Энгуразовского сельсовета отмечает, что исполком сельсовета за 1946 год проделал значительную работу в деле улучшения организационно-массовой работы с колхозом.
Агитаторы боролись за выполнение политической кампании и организацию масс по выполнению задач, поставленных пятилетним планом развития и восстановления народного хозяйства. За 1946 год проведено 6 сессий Энгуразовского сельсовета депутатов трудящихся и 10 заседаний исполкома сельсовета, на которых рассматривались вопросы о работе колхоза, действующих комиссий, агитаторов по выполнению планов развития сельского хозяйства, заготовок сельхозпродуктов, по выполнению плана по народному образованию, здравоохранению и других, в результате чего колхоз улучшил свою работу по сравнению с 1945 годом. Весенний сев в 1946 году прошел более организовано и качественно, больше посеяно озимых и поднято зяби. План хлебопоставок выполнен на 102 %.
Исполком провел большую работу по подготовке и проведении выборов в Верховный Совет СССР.
Колхозники Энгуразовского сельсовета в дни выборов в Верховный Совет СССР продемонстрировали свою сплоченность вокруг советского правительства, партии Ленина и Сталина. Об этом свидетельствует следующий факт: 100% избирателей приняли участие в голосовании.
Проведена также большая работа по выполнению постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 года «О мерах по ликвидации нарушения Устава сельхозартели в колхозах».
В колхозе «Красный Энгуразовец» также проведена работа по сокращению административно-управленческого персонала, сокращено 3 человека, на которых расходовались 105 трудодней в месяц.
Улучшилась работа по здравоохранению и работа кооперации.
Сельский бюджет выполнен за 1946 год лишь на 50 %, поэтому были перебои по заработной плате медработникам, работникам избы-читальни и сельсовета.
Наряду с положительными показателями сессия сельсовета депутатов трудящихся отмечает ряд серьезных недостатков в работе исполкома сельсовета. Так, например, план посева озимых не выполнен на 20 га, поднятия зяби на 130 га.
Государственный план развития животноводства ни по одному виду скота не выполнен. Серьезные недостатки и в работе начальной школы. Вовлечено в школу детей 85 человек, посещают только 50 человек, успеваемость не удовлетворительная.
Изба-читальня работает тоже не удовлетворительно, особенно в зимний период.
Письменных жалоб от населения не было. Устные жалобы разбирались своевременно».
Из этого отчета видно, что работники сельсовета вели очень большую работу в колхозе.
В начале ХХ века у нас в селе детей обучал мулла Бахтеев Ибрагим Хакимович, учил их арабскому языку, учил молиться. Те, кого он учил, стали культурными и грамотными людьми. В семье и в мечети детей учили уважать старших, не обижать младших, никогда не перечить старшим, уметь выслушать старших. И главное требование муллы было, быть чистоплотными не только внутренне, но внешне, то есть, ученик должен был опрятно и чисто одетым, от него должен исходить приятный запах. Ведь он учил их пять раз в день молиться, значит, они должны 5 раз в день перед молитвой и умываться.
В 1918 году в системе народного образования началась реорганизация. Начали создаваться трудовые школы из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. Плата за обучение отменялась. В 1930 году в СССР было введено всеобщее начальное образование. В 1932 году вводится твердое расписание, дисциплина. В мае 1934 года ввели начальную школу (с 1 по 4 классы), неполную среднюю – с 1 – по 7 классы, среднюю – с 1 по 10 классы.
В наше село была направлена комсомолка Хироман Тимошева в 1929 году. Она проработала у нас 3 года. После нее приехал к нам Абдряев Хасан Ибрагимович. Но он обучал детей латинскому языку (татарскому на латинице), русский язык вел Муртазин Умяр Хасанович. Татарский язык велся только до войны Ильясовым Загидом. С 1941 года учила детей русскому языку Бахтеева Бяхри Ахметкаримовна.
Начальную школу в селе построили только в 1948 году. Работу в этой школе как заведующий и учитель начал Ханбеков Ибрагим Рахмятуллович. Но он один не мог учить все 4 класса. В село приехал еще один учитель. Это Александров Николай Алексеевич. Очень теплыми и добрыми словами вспоминают о них их ученики, такие как Белоусов Жангир, Курамшин Али, Давыдова Магинюр, Бахтеев Ахтям, Ганцов Анвяр, Уразалиева Асылкай и многие, многие другие, всех невозможно перечислить.
С 1958 года в средней школе начинается реформа под лозунгом «укрепление связи школы с жизнью». Вводится обязательное восьмилетнее образование на «политехнической основе». Срок обучения возрастает до 11 лет, и помимо аттестата зрелости выпускники должны были получить свидетельство о специальности.
У нас же в селе не было и семилетней школы. А детей было в каждой семье по 6-7 человек, а три семьи имели по 10 детей. Это Ханбеков Бякяр Абдурахманович и Магисярвяр Ибрагимовна, Курамшин Фахру Фетхулович и Магисярвяр Сабержановна, Нагаев Усман Хайруллович и Сабрия Хафизовна.
На одном из родительских собраний решили обратиться к властям с таким вопросом, как постройка восьмилетней школы, потому что у всех родителей было большое желание дать своим детям хотя бы восьмилетнее образование, а отправлять детей учиться в соседние села у многих не было возможности. Конечно, эту работу возглавил Ханбеков Ибрагим Рахмятуллович. Он много раз ездил в облоно, в Тамбов, был очень настойчив в своей просьбе и добился разрешения о постройке в селе восьмилетней школы.
С 1962 года заработала эта школа. Директором школы был назначен Мясоедов Николай Васильевич, он сам вел математику, а его жена Мясоедова Анна Степановна – историю и немецкий язык.
В этом же году к нам была направлена вести русский язык и литературу Новгородова Валентина Павловна, которая закончила Мичуринский пединститут с отличием. Она у нас проработала до 2000 года. За плодотворный труд в должности учителя русского языка и литературы награждена значком «Отличник народного просвещения» РСФСР» в 1983 году и приказом Министерства просвещения РСФСР присвоено звание «учитель-методист» в 1985 году. В настоящее время на пенсии.
В 1962 году начал работать в нашей школе Новгородов Борис Васильевич. В 1967 году закончил ТГПИ, биологический факультет. С 1965 года работал зам. директора по УВР, директором школы - с 1980-2004 г.
За заслуги в области образования РФ награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» в 2000 г. Он работал до 2004 года.
В 1964 году, закончив педагогическое училище имени К.Д. Ушинского, приехала работать учителем начальных классов Курамшина Зинаида Николаевна. За период работы с 1964-2004 год была награждена грамотами и благодарственными письмами. В 1986 году награждена Правительственной Почетной грамотой. В 1988 году награждена значком «Отличник народного просвещения». С 1999 года является председателем методического объединения начальных классов.
В 1965 году, закончив школьное отделение Тамбовского педучилища № 1 имени К.Д. Ушинского, вернулась в свое село Давыдова Магинюр Умяровна. С 1968 года работает учителем русского языка и литературы. В 1975 году закончила Мичуринский государственный пединститут, факультет русского языка и литературы. Учитель I категории, награждена нагрудным значком «Отличник народного просвещения РФ».
В 1966 году, закончив школьное отделение Тамбовского педучилища № 1 имени К.Д. Ушинского, вернулась в свое село Уразалиева Асылкай Хикмятовна. До 1980 года она работала учителем начальных классов. В 1973 году закончила ТГПИ, факультет иностранных языков. С 1980-1990 г. работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе и учителем немецкого языка. За период работы в школе с 1965 по 1990 год была награждена грамотами и благодарственными письмами. В настоящее время - на пенсии.
Об этих первых учителях с большой теплотой и благодарностью отзываются их ученики, которые сами уже стали учителями, медицинскими работниками, работниками МВД, экономистами, работниками сельского хозяйства. Эти учителя давали не только знания, но проводили и огромную воспитательную работу. Они воспитывали трудолюбие, учили быть интернационалистами, быть культурными людьми. Подчеркивая важность гармонии внешней и внутренней культуры человека, очень часто они приводили слова А.П. Чехова: «Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – боже мой! В прекрасной оболочке прячется душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами». Или же слова В.А. Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье».
Они своей работой, своим поведением, своим отношением ко всему являлись примером для своих учеников.
В 1986 году в нашем селе построили новое типовое здание школы на 192 ученических места. С этого года наши ученики получают среднее образование дома.
С 2004 года директором нашей школы назначили Халекову Алию Ахметалимовну. Она закончила с отличием восьмилетнюю школу с. Энгуразово, педучилище им. К.Д. Ушинского и исторический факультет ТГПИ.
Зам. директора по учебно-воспитательной работе - Давыдова Асылкай Алимжановна. И что примечательно, весь коллектив школы – местные жители.
Педагогическое образование имеют около 50 человек нашего села. Они работают не только у нас в селе, но и по всей области.
Первым высшее образование получил Ханбеков Алимжан Умярович. Он окончил медицинский институт в г. Рязани, и в 1967 году был направлен в г. Тамбов во 2-ю городскую больницу. Он до сих пор работает в этой больнице хирургом.
В г. Уварово работают невропатологом Белоусова Рахиля Жерулловна и детским врачом-педиатром - Багдашкина Рашидя Жерулловна. Средний медперсонал, выходцев из Энгуразово, невозможно и перечислить.
Из той большой семьи Курамшиных – один сын Курамшин Биня Фахруддинович закончил Харьковский авиационный институт и работает инженером на авиационном заводе в Подмосковье, а другой сын – Курамшин Умяр Фахруддинович является капитаном дальнего плавания.
Такие ребята, как Бахтеев Анвяр Жеруллович, Курамшин Анвяр Ахметкаримович и Кайбулин Султан Арифович закончили высшую школу милиции в г. Горьком.
Анвяр Жеруллович работал начаьником ОБХСС в г. Уварово, а Анвяр Ахметкаримович работает в г. Тамбове начальником отдела.
Бахтеев Алимжан Ибрагимович работал в КГБ, ушел на пенсию в 1975 году в звании подполковника и продолжил работать начальником охраны на заводе «Полимермаш» до 2003 года.
Ханбеков Али Бякярович, после службы в армии работал в рядах МВД и ушел на пенсию в чине майора.
А сколько человек выучились на зоотехника, агронома, ветврача тоже не сосчитать.
Хочется написать только о некоторых работниках, занимающих руководящие посты.
Это Курамшин Али Ахметкаримович, который долгое время работал директором совхоза «Нива» Уваровского района. Жители этого совхоза до сих пор с уважением вспоминают о нем. Совхоз при нем процветал.
Это Ханбеков Ахтям Ибрагимович. Лет 20 назад он был направлен после окончания Мичуринского с/х института в колхоз им. Кирова Ржаксинского района. Колхоз по всем видам был отстающим. Он же вместе с жителями сделал этот колхоз передовым и процветающим, построил очень много домов для жителей, за свою работу был несколько раз отмечен грамотами и в 2004 году был награжден «Орденом Дружбы».
Багдашкин Ахтям Алимкаевич работает директором плодоовощного совхоза в Мичуринском районе.
Давыдов Анвяр Акбярович председателем СХПК «Бокинский».
Эти люди работают и живут в соседних районах, областях городах но они не забывают своих корней на все праздники приезжают в село, ходят в мечеть, привозят детей их приобщают к вере, и учат любить свой народ помнить, соблюдать и уважать его традиции.